01.11.2025, 08:00

Таксист без иномарки

Ни для кого не секрет, что автопром нашей страны всегда хромал. Иначе бы ее не наводнили иномарки. И вот теперь государство задумало поддержать российского производителя. За счет чего? Один из серьезных шагов в этом направлении – заменить все импортные машины в службах такси на произведенные в России или локализованные на ее территории в соответствии с определенными правилами. Процесс активно начнется с 1 марта 2026 года. Как это будет и какими последствиями чревато? Об этом – рассуждения работников сферы такси.
Таксист без иномарки

Эх, прокачу на «Москвиче»!

Так называемый закон о локализации вступит в силу с 1 марта 2026 года и коснется таксопарков, агрегаторов (электронных торговых площадок), самозанятых водителей. Им разрешено будет использовать только те автомобили, которые производятся в России с достаточной степенью локализации или выпущены в рамках специальных инвестиционных контрактов. Исключениями станут машины, которые уже числятся в реестре, их оставят до окончания срока эксплуатации.
Минпромторг уже представил первый перечень машин, которые соответствуют новым требованиям. Это Lada (Granta, Iskra, Vesta, Niva Travel, Niva Legend, Aura, Largus), «УАЗ» (Patriot, Hunter), Sollers (SP7), Evolute (i-Pro, i-Joy, i-Sky, i-Jet, i-Space), Voyah (Free, Dream, Passion), «Москвич» (3, 3е, 6, 8). Позже список обещано расширить.
Без соответствия требованиям автомобиль не сможет выйти на линию, иначе водителя ждет запрет на работу в такси, а таксопарк – лишение лицензии.

Что же это делается, мужики?

По мнению экспертов, просчитавших ситуацию наперед, в зоне риска окажутся самозанятые водители и небольшие автопарки.
Далеко не всем самозанятым хватит денежных средств, чтобы заменить своего железного коня на локализованный аналог. Цены кусаются, льготных программ и субсидий нет. Таким водителям (а их немало сейчас таксует) проще будет уйти с рынка, правило которого гласит: если предложений мало, тариф для тех, кто пользуется услугой, становится выше. Есть и другие неприятные нюансы.
– Моя иномарка сейчас в лизинге. Как только завершится договор лизинга (а это будет в 2027 году), ее надо будет зарегистрировать на мое имя. Но тогда по новому закону таксовать на ней я не смогу, потому что она не в реестре, – объясняет ковровчанин Н.
– Я полностью согласен с тем, что такси должно быть «молодым», что перед выходом на линию его обязательно надо проверять. Это забота о безопасности пассажиров. Это правильные требования. А для чего надо менять шило на мыло? Как говорится, ищи, кому выгодно…, – рассуждает таксист К.
Однако не все водители смотрят на ситуацию пессимистично.
– Срок реестра моей машины заканчивается через четыре года. К тому времени планирую заменить «Шкоду». Не на «Гранту», конечно, к ней отношение сами знаете какое, а на автомобиль российской марки, но китайской сборки. Да, придется подкопить денег. Выкручусь, – говорит самозанятый таксист С.

Выживать как-то надо

Что касается небольших таксопарков, например, как в Коврове, они часто состоят из подержанных иномарок. Обновление рано или поздно потребует огромных вложений от тех таксопарков, которые сдают автомобили в аренду водителям. Готово ли руководство к такому шагу?
– Считаю, к такому нововведению нельзя быть абсолютно готовым, – рассуждает один из представителей ковровского бизнеса в этой сфере. – Ситуацию частично спасет продление срока эксплуатации имеющихся автомобилей. Однако работать на них до победного конца у нас не выйдет. Каждые пять лет реестр обновляется, и я больше чем уверен, наши иномарки туда не внесут. Надо будет покупать новые машины. А цены на отечественные автомобили, вероятнее всего, подскочат, ведь спрос на лучшие из них будет – никуда не денешься.
Какие-то таксопарки выживут, но вынуждены будут повышать стоимость своих услуг (тут уж извините, уважаемые пассажиры!). Какие-то не выживут, водители оттуда или перейдут к более сильному конкуренту, или, возможно, отправятся бомбить нелегально, или вовсе выпадут из этой сферы деятельности. Прогноз и для потребителя здесь неутешителен: городских такси поубавится.
Подавляющее большинство водителей не имеет желания пересаживаться с иномарок на отечественные машины, поскольку те, по их мнению, недостаточно качественны и надежны. Да и пассажиры не в восторге от данной перспективы. Это показало исследование Института социального маркетинга. По его подсчетам, более трети опрошенных среди 1,6 тысячи таксистов и пассажиров высказываются против машин отечественного автопрома. Оно и понятно, ведь недостатков масса. К примеру, у автомобилей «Лада» владельцы отмечают проблемы с электроникой, низкое качество сборки и материалов, частые поломки узлов подвески и трансмиссии и пр.

Может, нас услышат?

Пока еще есть надежда на доработку закона. Российский союз промышленников и предпринимателей предложил правительству расширить условия и критерии, согласно которым продукция российских автопроизводителей может быть включена в реестр такси, и предусмотреть отсрочку для применения требований закона для физических лиц, которые работают в такси на личных автомобилях. Были и другие предложения по теме. И не только от РСПП.
Как на днях сообщила «Парламентская газета», Министерство транспорта РФ готово поддержать перенос срока вступления в силу требований по локализации автомобилей такси для самозанятых и индивидуальных предпринимателей. Обсуждается особый режим для этой категории таксистов – до 2028 года, возможно, до 2030 или 2033 года.
О. АРТЕМЬЕВА