Бич современности – депрессия. Почему? Есть мнение, что жизнь, практически лишенная борьбы за кусок хлеба и множества бытовых заморочек, диктует свои законы. Люди, чаще всего молодые, теряют ее вкус, разочаровываются, испытывают сложности в отношениях и откровенно скучают. И вот пожалуйста – хандра во всем ее «великолепии». 
Психологи, психотерапевты, психиатры призваны «ремонтировать» человеческие души. Им сегодня – зеленый свет, их работа очень востребована. Главное – чтобы «ремонт» проходил удачно, а не тяп ляп...
Страшно за детей
Старшее поколение в большинстве своем настороженно относится к врачевателям психики. Дескать, некоторые нынешние психологи получали свои «корочки» после недолгосрочных курсов, причем проходили их дистанционно. И вот такие специалисты открывают частные кабинеты.
Соответственно, родители опасаются за своих детей (в 25 и 30 лет – все равно дети), которые, по их мнению, «попадаются на крючок». Родителям кажется, что их чада сами могут побороть депрессию или сделать так, чтобы она не наступала. Считают, у них самих немало было причин для уныния, но некогда было ему предаваться. Быстренько сами справлялись с проблемами и дальше жили. А еще больше представители старшего поколения боятся того, что дети «подсядут» на антидепрессанты.
Так, одна наша читательница была возмущена действиями врачевателей душ. Ее дочь отправилась в частный кабинет психолога, потому что боялась одиночества и в целом практически не находила поводов для радости. Психолог провел только один сеанс, с помощью тестов определил депрессию и отправил девушку прямиком к психиатру. Психиатру тоже хватило одного приема – и вот уже девушка глотает антидепрессанты. Причем будет употреблять их долго.
«Неужели нельзя было обойтись без таблеток? Других вариантов помощи не существует? Теперь моя дочь приобретет зависимость. Я узнала, что почти все ее бывшие однокурсницы тоже посещают психологов и психотерапевтов. Это, получается, модное поветрие, которое кошелек опустошает и за которое расплата – такое вот лечение психотропными препаратами», – возмущается мать.
Специалист считает…
Разбираясь в столь неоднозначной теме, мы решили задать ряд вопросов ковровскому психиатру с шестнадцатилетним стажем Елене Седовой.
– Елена Олеговна, часто ли к Вам обращаются ковровчане по поводу депрессии? Это люди разных возрастов или в основном молодежь?
– Очень много депрессивных эпизодов, первичных и повторных. На приеме бывают разные люди – депрессия вне возраста. Я веду прием пациентов от 18-ти лет, но страдают ей и подростки. Бывают случаи, когда некоторые из них дожидаются совершеннолетия и идут ко мне самостоятельно. Объясняют, что родители были против посещения психиатра. Считаю, мамам и папам нужно быть внимательнее, чтобы болезнь не была запущена и не привела к плачевным последствиям.
– В последние пять лет обращений с такой проблемой стало больше? Почему, на Ваш взгляд?
– Да, и гораздо, потому что стала доступнее психиатрическая помощь. Кроме того, благодаря интернету люди стали более осведомленными. Но депрессия была всегда. Вспомните героев классики: Обломов предпочитает лежать на диване, Печорин не находит себе применения и откровенно скучает... Просто раньше психиатрия была карательной, не имелось должных исследований, препаратов.
– У нас в городе достаточно специалистов, связанных с исцелением душ?
– Психологов много. К ним идут с бОльшей охотой, потому что у людей осталась определенная боязнь психиатрии. Если есть такая необходимость, психологи направляют к психиатрам. В Коврове последних четверо: двое ведут прием детей, двое – взрослых. Врачей-психотерапевтов нет.
– В чем причины депрессии?
– Какую-то одну причину выявить невозможно. Их масса. Я не придерживаюсь мнения, что толчок дают детские травмы. Скорее, причина в социуме в целом: как человек воспринял его и как сам был воспринят.
Риск увеличивается, если у него в роду были психические заболевания.
– Бывает ли мнимая депрессия?
– Есть депрессивный эпизод разной степени выраженности: легкий, умеренный, тяжелый. Он может быть с соматическими симптомами или без них. Лечится антидепрессантами.
Очень часто сегодня депрессивные эпизоды встречаются в рамках биполярного расстройства: к депрессии прибавляются гипоманиакальные или маниакальные эпизоды. Тогда в ход идут другие препараты.
Хочу сделать упор на то, что депрессия – заболевание, требующее не только психотерапевтического, но и медикаментозного лечения. Все знают: если у человека сахарный диабет, ему необходим инсулин. Но не все понимают, что при депрессии тоже зачастую требуется принимать лекарства.
– Каковы признаки депрессии?
– Снижение настроения, нарушение сна, по утрам человек чувствует себя разбитым, в течение дня – слабым, ничто не доставляет ему удовольствие, отсутствует желание что-либо делать, снижается или повышается аппетит. Кроме того, могут быть боли в кишечнике, в груди и другие соматические симптомы.
– Можно ли справиться с депрессией самостоятельно?
– Если депрессивный эпизод легкий, то бывает спонтанный выход из него, другой вариант – с помощью специалиста без применения медикаментов.
– Может ли психиатр выявить депрессию за один сеанс?
– Да. Диагноз устанавливается в ходе клинической беседы.
– Вызывают ли антидепрессанты зависимость?
– Это миф. Никакого привыкания и никакой зависимости они не вызывают.
– После курса лечения антидепрессантами болезнь может вернуться?
– От этого никто не застрахован, как и от возвращения любой другой болезни. Скажу одно: после полного курса медикаментозного лечения риски заболевания депрессией снижаются.
– Какие самые распространенные «побочки» вызывают антидепрессанты?
– У некоторых пациентов в течение первого месяца приема возможны сонливость или бессонница, усиление тревоги, снижение аппетита, тошнота, головные боли, снижение либидо. Обычно побочные явления не сильно выражены и на второй месяц уходят. В противном случае врач меняет препарат. Может плюсом к антидепрессантам коротким периодом (3-4 недели) назначить транквилизаторы, например, для снижения тревоги.
Но чаще всего антидепрессанты переносятся без побочных явлений.
– Снижение либидо – печальный фактор и для мужчин, и для женщин. Как тут быть? Бросать препараты от депрессии?
– В таком случае каждый человек решает сам, что для него на сегодняшний день важнее: выраженность депрессии или либидо. Для восстановления потенции тоже существуют препараты.
– Все знают: запись о психическом заболевании обязательно появится в медицинской карте. Отсюда опасение, что информация станет известна работодателю. Это так?
– Любой психиатр, ведущий прием в государственном учреждении или в частном порядке, делает запись в амбулаторную карту пациента, также обязан передавать информацию в ЕГИСЗ (единую государственную систему здравоохранения). В этой системе все врачи могут видеть диагноз, но больше никто. Врачебная тайна.
Не допускаются до работы пациенты с хроническими психическими и часто обостряющимися болезненными проявлениями. Депрессивный эпизод – это эпизод. Мы его пролечили, он закончился. Значит, у человека есть допуск к любой работе.
О. АРТЕМЬЕВА
Иллюстрация сконструирована ИИ