09.10.2025, 10:20

Профобразование для особенных детей

В Коврове немало детей-инвалидов, которые обучаются в общеобразовательных школах и впоследствии могут получить профессию в колледжах. А на что настраиваться уже в школе и куда пойти дальше? Перед мамами и папами будущих выпускников остро стоит вопрос об их дальнейшей судьбе.
Профобразование для особенных детей

Корочки очень нужны

«Мой ребенок – аутист. В свое время он был хорошо подготовлен к школе и прогнозы по его учебе и адаптации специалисты давали замечательные, комиссия одобрила поступление в обычную школу, – рассказала мама одного юного ковровчанина. – Находится он на домашнем обучении. До окончания начальных классов я была уверена, что сделала правильный выбор: сын учился без троек. Сейчас он перешел в седьмой класс, я вижу, что его знаний, скорее всего, недостаточно для поступления дальше, и теряюсь в догадках, как быть…».
Тревога матери понятна: ей хочется, чтобы сын уже сейчас нацеливался на конкретную перспективу (получил навыки какой-либо рабочей профессии), и потом ему будет проще.
Ребенок из коррекционной школы параллельно с аттестатом получает какую-либо специальность. А как обстоят дела в этом вопросе в общеобразовательных школах? В былые времена для всех детей существовала система, по которой один день в неделю они обучались профессии и на выходе получали соответствующий документ. Кто-то прошел курс медсестры и мог поступить в медицинский, имея некоторую базу. Кто-то получал «корочки» швеи, сантехника, токаря, штукатура-маляра и т. д. Очень удобно: если не смог учиться дальше, можно сразу устроиться на работу по профессии.
Возможно ли возрождение такой системы в образовательной среде хотя бы для определенных категорий детей, для особенных? Мама ребенка-инвалида задала этот вопрос министру образования Владимирской области Светлане Болтуновой на личном приеме граждан.

Медсестры и водители

«Сейчас многое из старой школы возвращается. Так, в рамках образовательной организации существует проект под названием «Первая профессия», – пояснила Светлана Анатольевна.
К сожалению, в ковровских школах этот проект практически не работает. Наш город в хвосте планеты всей. Как водится, в 10-11 классах открыты профили, известные каждому учащемуся и родителю. Да на базе Межшкольного учебного комбината для старшеклассников 8 и 22 школы предлагается кое-что еще. В частности, кадеты 8-й школы становятся младшими медсестрами (медбратьями) по уходу за больными, ученики 22-й школы – водителями автомобиля категории Б. И в том, и в другом случае выпускники получают удостоверение установленного образца с занесением в государственный реестр. Для учащихся 5-9 классов Межшкольный комбинат просто ведет уроки труда, причем, по мнению педагогов, практической части, как и раньше, в программе недостаточно.
На личном приеме граждан присутствовала и заместитель начальника ковровского управления образования Екатерина Ульянова, которая сказала: «Посмотрим, что можно сделать, как детей с особенностями здоровья привлекать к самоопределению». Хорошо бы дело сдвинулось с мертвой точки побыстрее.

Владимир или Вязники

А где ребенок-инвалид наравне с обычными сможет получать профессию, закончив школу? Министр образования ответила, что во Владимире, в Вязниках есть колледжи, которые относятся к категории «Базовые профессиональные образовательные организации» и как раз работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выделяя для них бюджетные места. А в Кинешме существует колледж для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями здоровья.
Перечень образовательных программ в учреждениях среднего профессионального образования нашего региона не очень широк. Во Владимире, например, учат поварскому делу, выпускают экономистов, швей, дают профессии, связанные с айти-технологиями. В Вязниках предлагают выучиться на автомеханика, мастера жилищно-коммунального хозяйства. Правда, аттестат за 9 классов нужен из обычной школы, с аттестатом из коррекционной перечень профессий еще более сужается. В колледжах программы обучения рассчитаны на год или на год и десять месяцев.
Если даже ребенок при выходе из школы получит справку, варианты для него тоже найдутся. Он не пропадет: пусть не дадут диплом, но все-таки получит рабочую профессию.
О. АРТЕМЬЕВА


Фото с плаката, размещенного в ГКУСО ВО «Ковровский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»