22.05.2025, 08:00

Травматологи обязаны…

За детьми, особенно маленькими, нужен глаз да глаз. И все равно порой не уследишь, а тогда может случиться все, что угодно. Например, упадет неудачно или ударится сильно. Да мало ли что еще… Дальше – экстренная медицинская помощь и последующее наблюдение у врача. Вот о том, каково в Коврове амбулаторное наблюдение, лечение детей с травмами и пойдет речь.
Травматологи обязаны…

Как обычно, проблемы в отечественном здравоохранении вскрываются, когда о них во всеуслышание говорят пациенты. Если молчат и терпят безответственность и наплевательство медперсонала, ему все сходит с рук.

Тупиковая ситуация

В историю, которую рассказала нам ковровчанка, мама пятилетнего ребенка, на первый взгляд поверить сложно. Но она вполне правдивая.
На майские праздники семья Н. решила сделать детям подарок – развлечения в столице. Все было замечательно до тех пор, пока младший ребенок не поскользнулся во время прогулки. Он упал головой на лавку и разбил голову. Скорая тут же увезла малыша в больницу, где ему обработали и зашили рану. Доктор велел родителям по приезде домой обратиться в поликлинику к детскому хирургу, чтобы тот ежедневно менял повязки и наблюдал за состоянием маленького пациента. Мало ли, шов загноится или температура подскочит. Его рекомендация указана и в выписке.
«Понимая, что бесплатная медицина в нашем родном городе хромает, мы первым делом обзвонили все платные ковровские медцентры. Там либо детей до шести лет не принимают, либо нужного специалиста нет. Позвонили в регистратуру детской поликлиники ЦГБ (по месту жительства, между прочим), объяснили ситуацию. Нам ответили, что хирург ведет прием только два раза в неделю, сейчас на больничном, в процедурном кабинете при таких ситуациях, как наша, перевязки не делают. В общем, регистратор рекомендовала поискать помощь в другом месте. Только не объяснила, где именно, – рассказывает мать пострадавшего ребенка. – Что делать? Поехали в приемное отделение ЦГБ. Здесь оказывают только экстренную помощь, и то не всем. К примеру, нашего ребенка увезли бы во Владимир, чтобы рану зашить. Медики предложили отправиться в 309 кабинет взрослой поликлиники ЦГБ.
Завожу ребенка в этот кабинет к травматологу, начинаю объяснять ситуацию – доктор молча покидает кабинет. Во время приема! Как будто больного ребенка не существует! Оставшаяся на месте медсестра сказала, что детям здесь не помогают. Тупик. Жаловаться главврачу? К нему на прием записываться требуют. А ребенка сейчас лечить надо!»

Дорога в область и за деньги

Детские хирурги у нас в дефиците: на весь город и район только два варианта (в ЦГБ принимают пациентов по вторникам, осмотр малышей – по четвергам, в КГБ №1 – по вторникам, во всех случаях – не полный день, а определенные часы). Детских травматологов просто не бывает. Ситуация аховая. Особенно для людей, которые не знакомы с больничными правилами и приказами, с маршрутизацией, которая возникла из-за нехватки кадров, и другими тонкостями. Они не знают, куда вести своих детей.
В поисках помощи мать несостоявшегося юного пациента позвонила на горячую линию областного Минздрава. Ее соединили со специалистом Т.В. Сорокиной, которая выслушала печальную историю благосклонно, ответов сразу не дала и обещала связаться с женщиной в ближайшее время. Мать наивно надеялась, что ей перезвонят в этот же день. Но даже через неделю о больном ребенке в Минздраве Владимирской области так и не вспомнили.
На следующий день мать пошла к заведующей детской поликлиникой ЦГБ. Та предложила прием невролога, разрешила, чтобы процедурная медсестра поменяла малышу повязку, и показала родителям, как это делать, поскольку четыре праздничных дня еще предстояли. Спасибо им за это большое!
Возможно, за неимением амбулаторного лечения ребенка и положили бы в стационар, чтобы делать ему перевязки (туда посоветовала обратиться заведующая поликлиникой). Возможно, и нет. Родители рисковать не стали и немногим позже отвезли малыша на осмотр к платному детскому хирургу во Владимир. Снимать швы тоже поедут туда. В областную больницу даже и не пытались: слишком долго ждать по записи.

Тонкая грань

Вы думаете, в Коврове такой случай единичен? Стечение обстоятельств, праздники и все такое? Никоим образом! Другие ковровчане тоже сталкивались с отрицательными последствиями, которые связаны с отсутствием нужных специалистов при оказании плановой помощи, а также отсутствием должной информированности. И у детей травмированные головы, руки и ноги заживали как попало. Хорошо, если обходилось без нагноения и других очень неприятных последствий.
Не знакомому с медициной человеку трудно расставить акценты, что лечит хирург, а что травматолог. К кому направили, туда и идет на прием. Между тем грань между медицинскими манипуляциями этих специалистов местами очень тонка, хотя хирург занимается такими проблемами, как паховые и пупочные грыжи, аппендицит, фурункулы и др., а травматолог – механическими повреждениями тела (открытыми ранами, переломами, вывихами…).

Игнорируют приказы?

Как нам стало известно из достоверных источников, уже несколько лет приказом ЦГБ по Коврову травматологов взрослой поликлиники обязали вести прием не только взрослого населения города Коврова и Ковровского района, но и детского (в числе прочего лечить порезы, рассечения, гематомы). Юным пациентам даже не обязательно быть прикрепленным к ЦГБ. Должны принимать всех. Маршрутизация, однако.
Мало того, в конце апреля 2025 года Министерство здравоохранения нашего региона издало приказ на ту же самую тему и относительно тех же узких специалистов и разослало его на места. В частности, в Коврове помощь пострадавшим детям должны оказывать в поликлинике травматологи ЦГБ.
Непростительно областной чиновнице от медицины не знать о приказах. Да и ковровским медикам тоже. Особенно травматологу, который наверняка в курсе, что обязан оказывать помощь детям, но все-таки проигнорировал страдания малыша и слезные просьбы матери. Да, у него и так пациентов выше крыши. Да, система здравоохранения далека от нормальной. Но это в данном случае не оправдание.
Родители малыша до сих пор в шоке от медицинского квеста по-ковровски. Они очень хотели бы, чтобы медработники (травматолог, специалист из областного Минздрава) ответили за бездушность и халатность. Однако юрист объяснил родителям, что жаловаться нужно было сразу и на конкретные действия конкретного лица. И хорошо бы чем-либо подтвердить свою жалобу (позвать свидетелей, снять беседу с врачом на телефон и т.д.). Так что, уважаемые читатели, возьмите себе на заметку.
А если руководство ковровской ЦГБ и Минздрава Владимирской области не может справиться с кадровым голодом, то пусть хотя бы наведет порядок в медучреждениях, позаботится, чтобы медперсонал соблюдал трудовую дисциплину, а граждане были проинформированы должным образом.
О. АРТЕМЬЕВА