Победа… Как нелегко она далась! Долго и трудно шел к ней наш народ, сплотившись в едином порыве. Сегодня хочется напомнить читателям о вкладе ковровчан в освобождение Родины. Примеров тому масса, при всем старании в рамках статьи не описать. Давайте остановимся на одном – на строительстве бронепоезда «Ковровский большевик». 
За время Великой Отечественной войны в составе войск ПВО действовало 200 бронепоездов. Так, бронепоезд №73 НКВД СССР за два дня боев у Перемиловских высот уничтожил 12 танков, 24 бронемашины, более 750 солдат и офицеров противника. Для обороны Тулы рабочие построили бронепоезд, размещением огневых средств на нем руководил известный конструктор-оружейник Токарев. У нас, во Владимирской области (в годы войны – Ивановской), было построено 3 бронепоезда. «Илья Муромец» появился весной 1942 года в Муроме. Через год железнодорожники владимирского узла собрали свой бронепоезд под названием «Феликс Дзержинский». А пионерами такого движения в регионе стали жители Коврова и Ковровского района. Зачем нашему городу был нужен бронепоезд? Еще в восьмидесятых годах прошлого века поиском ответа на этот вопрос вплотную занялись работники Ковровского историко-мемориального музея. И вот что они выяснили.
В помощь партизанам
Молниеносное наступление фашистских войск летом 1941 года создало угрозу оккупации для многих областей Центральной России, включая Ивановскую область и город Ковров. В связи с этим 29 июня 1941 года партийным и советским организациям прифронтовых областей поступила директива Совнаркома СССР и ЦК ВКПБ «Об организации борьбы в тылу германских войск» (на случай оккупации нашей территории). Рекомендовалось немедленно организовать партийные и комсомольские ячейки, боевые группы, партизанские отряды, заблаговременно переведя часть коммунистов и комсомольцев на нелегальное положение.
Поскольку Ивановская область вошла в состав прифронтовых областей, в Коврове в июле-августе 1941 года был сформирован партизанский отряд, который возглавил первый секретарь горкома партии Георгий Ухмылов. Членов будущего отряда вызывали в горком, чтобы подписали присягу (к сегодняшнему дню она обнаружена в архивах). Тогда же для усиления партизанского отряда было принято решение построить бронепоезд, который, вероятно, в решающий момент должен был стоять на блокпосту и отражать натиск врага.
На энтузиазме
На тот момент в нашем городе имелись все необходимые производственные возможности. Экскаваторный завод выпускал тяжелую землеройную технику, имел современное сталелитейное производство. Работал Инструментальный завод №2 им. К.О. Киркижа (сейчас – ЗиД). Позже 300 тружеников этих предприятий были награждены боевыми медалями «За оборону Москвы». И это не случайно: ведь бронепоезд в конце концов отправился на защиту столицы.
А вот толчком к строительству, как считает директор музея Ольга Монякова, послужила другая ситуация. По решению Государственного комитета обороны в августе 1941 года, когда активно проводилась эвакуация предприятий из прифронтовых областей, на завод им. Киркижа приехало около 530 человек с брянского завода «Красный Профинтерн», – инженеров, конструкторов, рабочих с высокими разрядами, которые специализировались на выпуске именно бронепоездов.
Прошел сбор средств, активно откликнулись предприятия и население Ковровской земли. И начались строго засекреченные работы по строительству и вооружению бронепоезда. Собрать его было поручено Экскаваторному заводу (в годы войны он назывался машиностроительным). Сборка началась 21 октября 1941 года, руководил ей лично директор завода Иван Мышенков.
Основные чертежи будущего бронепоезда выполнял опытный инженер Михаил Леонтьев, принимавший участие в создании первого советского экскаватора в 1931 году. Установкой брони руководил Леонид Чиндацкий. В сборную комплексную бригаду вошли конструкторы Волков, Папанов, начальник сборочного цеха Гудсков и другие инженерно-технические работники. Сборка проводилась в сжатые сроки, работали с семи утра до семи вечера. Очень часто – по 18 часов в сутки. Велик был энтузиазм.
Засекреченный объект
Насколько самоотверженно тогда трудились, свидетельствует один из эпизодов. Ольге Альбертовне удалось расспросить Василия Макарычева, который к 1941 году был шестнадцатилетним выпускником ремесленного училища. Он рассказывал, что над Ковровом постоянно летали немецкие самолеты. Чтобы строительства не было видно, над бронепоездом поставили деревянный короб, накрыли его брезентом. Рабочие-сварщики Экскаваторного завода (многие из них – подростки) в тесном пространстве почти без воздуха долго работать не могли. Практически в бездыханном состоянии их вытаскивали, обливали водой, их сменяли другие. Тем не менее в жесткие сроки – в десять дней – уложились.
Далее бронепоезд переправили на Инструментальный завод №2, где на него за пять дней поставили вооружение. Руководил работами талантливый конструктор-оружейник, признанный специалист по шаровым установкам Иван Лещинский. Именно такие установки решено было оборудовать на бронепоезде, потому что они позволяли вести обстрел по большому горизонту. Отбор рабочих в специальную бригаду по оснастке бронепоезда стал своего рода наградой за ударный труд. На каждый броневагон установили по 8 танковых пулеметов Дегтярева (ДТ) для отражения атаки пехоты и по 2 авиационные крупнокалиберные пушки Шпитального-Владимирова (ШВАК) для поражения воздушных целей.
На фронте
9 ноября 1941 года Постановлением горкома КПСС бронепоезд назвали «Ковровский большевик». С этим именем он и вошел в историю. В начале декабря 1941 года в результате контрнаступления наших войск под Москвой уменьшилась угроза захвата врагом территории Ивановской области. Ковровскому партизанскому отряду вместе с бронепоездом вступить в бои было не суждено. И тогда решили бронепоезд вместе с командой из 18 человек отправить в распоряжение Народного комиссариата обороны для использования на фронте. 18 декабря так и произошло. Его провожали торжественно: с митингом, с вручением команде Красного знамени трудящихся, подарков (патефона, пластинок, гитары). В Москве бронепоезд принимала комиссия под руководством начальника главного Автобронетанкового управления генерал-лейтенанта Якова Федоренко. Тот решил как самостоятельную боевую единицу «Ковровский большевик» не использовать из-за малой мощности паровоза и отсутствия дальнобойного оружия. Бронепоезд раскомплектовали и включили в состав 43-го отдельного дивизиона бронепоездов. Присоединили вагоны «Ковровского большевика» к разным бронепоездам. 9 ковровчан, отобранных по возрасту, физическим данным и т.д., оставили воевать на бронепоезде, в том числе и замполита Степана Монакова. Других отправили обратно в родной город.
С этого момента ковровский бронепоезд как самостоятельная боевая единица перестал существовать, но вклад тружеников, их желание помочь фронту нельзя оставить без внимания. Бронеплощадки значительно усилили боевую мощь дивизиона. Уважая труд ковровчан, один из бронепоездов, куда был присоединен построенный ими вагон, стал носить имя «Ковровский большевик». Он долго стоял в Калужской области на станции Сухиничи, отражая атаки фашистских захватчиков. 28 апреля 1942 года его команда вступила в первый бой с немецкими самолетами, за который наши земляки получили благодарности и награды. Дальше в составе дивизиона бронепоезд принял участие в освобождении Брянска, Гомеля, Могилева, Новозыбкова и других городов. Его боевой путь завершился весной 1945 года в предгорьях Карпат, на станции Гусятин, около Тернополя. Свой последний бой он принял с отрядом западно-украинских националистов.
Материал подготовила
О. АРТЕМЬЕВА
ФОТО КОВРОВСКОГО ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ