Как-то совсем незаметно для широкого круга общественности прошла информация о том, что принято окончательное решение о строительстве нового тоннеля для автотранспорта под железной дорогой в Коврове. Была в марте статья в одном из местных СМИ, причем рекламного характера, – и все. Между тем дело это очень серьезное, которое может дать городу не только обещанные инвестиционной компанией плюсы, но и минусы. Не исключено, что и сплошные минусы. 
Платный путепровод
По сути, «трубочка», соединяющая южную и северную части Коврова в створе улиц Свердлова и Социалистическая, – это не автодорога, а водоотводный канал, мэрия каждый год просит разрешения у РЖД использовать ее для проезда транспорта. «Трубочка», конечно, устарела. Периодически перед ней образуются пробки. Оно и понятно: под железнодорожной насыпью одномоментно транспорт может проезжать только в одну сторону плюс периодически появляющиеся ямы. Автомобилисты хотят комфорта. Городской бюджет не в состоянии оплатить дорогостоящие работы по строительству нового современного тоннеля. Возможно, еще многие годы «трубочка» в таком своем неприглядном виде худо-бедно функционировала бы. Возможно, у городской администрации со временем получилось бы войти в какой-либо подходящий федеральный проект...
Однако года два назад о своем намерении устранить данную проблему заявило ООО «Транспортная инфраструктура-Ковров», предложив создать дорожный маршрут под насыпью. Род деятельности компании – строительство автомобильных дорог и автомагистралей, а также среди прочего – строительство мостов и тоннелей. Разумеется, объект силами инвестора появится не на безвозмездной основе. Затраты будут колоссальными, значит, окупаемость проекта планируется по полной программе. Как следствие – платный проезд через тоннель, который только через 35 лет может быть передан в муниципальную собственность. А старую «трубочку» прикроют сразу же, как только построят новый путепровод под железной дорогой.
Мы на деньги не попадем?
Директор компании Наталья Семенова обещает, что ковровский транспорт от оборонных предприятий, служебный, обслуживающий торговые и производственные предприятия, личный будет освобожден от оплаты, что единственным плательщиком станет транзитный транспорт (речь, вероятнее всего, о большегрузах). Дескать, ковровчанам сбор «пошлины» за проезд не грозит, зато в процессе строительства появятся новые рабочие места, а благодаря деятельности компании в городскую казну добавятся ее налоги. Но не все верят в такие радужные перспективы.
Представьте себе картину: через тоннель идут друг за другом машины, поток туда и поток обратно. Каким образом здесь будут отслеживать ковровский транспорт, чтобы пропускать его бесплатно? По номерам? Просто нереально. На деньги будут попадать все подряд: предприятия, индивидуальные предприниматели, горожане... К примеру, решил ковровчанин перевезти стройматериалы для своих хозяйственных нужд с Лесоторговой базы на юг города. Придется заплатить или на свой страх и риск ехать по центру.
А если бы и представилась возможность перед тоннелем идентифицировать каждую машину по номеру, все равно вариант не идеальный. Есть в Коврове предприятия, зарегистрированные в других городах, соответственно, и транспорт тоже. Есть предприятия дочерние, местные жители в частном порядке грузовой транспорт нанимают. Иногородний грузовой транспорт доставляет товар (продукты, лекарства и т.д.) в различные магазины севера и юга города. Получается, на юге стоимость товара для магазина будет одна, а если машина переедет на север, то другая, выше? Надо же перевозчикам как-то покрывать лишние затраты... Да мало ли неудобных нюансов!
Альтернатива должна быть!
Для легковых автомобилей в Коврове есть альтернативные бесплатные маршруты. Плюс к тому при эксплуатации нового тоннеля планируется предоставлять право бесплатного проезда через него легковым ТС с организацией их свободного движения по выделенной полосе с механическим ограничением высоты 2,1 метра. Пропуск легковых транспортных средств с багажником более 2,1 метра должен осуществляться бесплатно через пропускные пункты ПВП.
По закону власти обязаны предоставить альтернативный бесплатный проезд и большегрузам. Объезд в сторону Чкалова слишком далек, он вряд ли подходит. Тогда где?
«На данный момент срок действия разрешения на строительство не продлевался, отсутствует согласованный проект по созданию платного участка дороги. Соответственно, нормативного акта, регулирующего проезд грузового транспорта, не существует. Если проект начнет реализовываться, будет разработан нормативный акт – регламент согласования бесплатного проезда грузового транспорта», – ответили нам из мэрии.
Очень бы не хотелось, чтобы вдруг альтернативой для большегрузов стал Павловский мост, недавно капитально отремонтированный. Представить страшно, что грузовики пойдут по нему. Отсюда убитые и перегруженные дороги по ул. Социалистической, пр. Ленина, на мосту, выхлопные газы фур, пыль.
Может, подумаем еще?
Как вспоминает Денис Клеветов, бывший два года назад депутатом горсовета, предложение коммерческой организации народные избранники тогда приняли к сведению, имелись у них и некоторые щекотливые вопросы, на какие конкретных ответов не получили.
Из мартовской рекламной статьи следует, что в июле 2023 года, как казалось со стороны, все вопросы были сняты, ожидалось начало работ. Проект был подготовлен, пройдена необходимая экспертиза. Однако по внешним объективным причинам (изменение условий кредитования и т.д.) реализация была приостановлена, а власти о тоннеле словно забыли. К сегодняшнему дню компания «Транспортная инфраструктура – Ковров» заручилась поддержкой Правительства Владимирской области и решила возобновить работы по проекту строительства тоннеля. Об этом сообщила директор компании Наталья Семенова.
По информации из ковровской мэрии, 3 декабря 2021 года между администрацией города Коврова, автономной некоммерческой организацией «Агентство экономического развития Владимирской области» и ООО «Транспортная инфраструктура – Ковров» был подписан протокол об условиях строительства и эксплуатации автодорожного тоннеля общего пользования в насыпи железной дороги в створе ул. Свердлова и ул. Социалистическая. Земельные участки полосы отвода автомобильных дорог местного значения ул. Социалистическая от пр. Ленина до тоннеля и а/д ул. Свердлова от ул. Никитина до тоннеля, находящиеся в муниципальной собственности города Коврова, инвестору в аренду не предоставлялись. В администрацию города Коврова проект платного участка дороги не передавался.
К сегодняшнему дню имеется только протокол. Значит, какая-то из сторон имеет право дать задний ход до начала строительства.
О. АРТЕМЬЕВА