19.03.2025, 06:50

Там, где море и пляжи в мазуте

Первым ковровским студентом-добровольцем по ликвидации последствий разлива мазута в Черном море стал третьекурсник Артем Данилов из КГТА. В феврале поездку отряда организовало Министерство молодежной политики Владимирской области. На днях Артем вернулся и поделился с нами рассказом о своей работе и впечатлениями от увиденного.
Там, где море и пляжи в мазуте


Напомним, 15 декабря 2024 года из-за разлома корпусов двух российских нефтяных танкеров в Керченском проливе произошла экологическая катастрофа. 10 января 2025 года ситуацию усугубил очередной разлив нефтепродуктов из танкера, севшего на мель. Тысячи тонн мазута попали в воду и вызвали тяжелейшие последствия: от загрязнения пострадало множество птиц и дельфинов, а песчаные пляжи курортных зон, особенно Анапы, оказались под слоем нефтепродуктов.

Людей всегда не хватает

Вот туда-то, в район Анапы, и был отправлен волонтерский отряд из девяти человек от нашего региона – восемь владимирских студентов и один ковровский. Как они поняли, до 20 февраля на пляжах работали добровольцы из местных и приезжих, в принципе никем не привлеченные. А в этот раз поездка была организована региональными властями, практически одновременно устранять последствия катастрофы собрались студенты из разных уголков России. Бок о бок с нашими работали ребята из Крыма, Москвы, Самары... Все новички.
По телевидению и в центральных СМИ рапортуют, что к сегодняшнему дню значительная часть популярных курортов Крыма и чиста от мазута, и безопасна для отдыха. Его нет на 80% побережья юга РФ: в Ялте, Алуште, Гурзуфе, Сочи, Геленджике, Лазурном, Дагомысе, Феодосии, Евпатории и т. д. Однако остались и болевые точки.
Как рассказывает Артем, специализированных бригад, которые бы трудились на постоянной основе и за денежное вознаграждение, на анапских пляжах он не видел.
– Там были только приезжие волонтеры, к ликвидации последствий разлива мазута в выходные обычно присоединялись местные добровольцы: приносили выпачканных в мазуте птиц, от места до места подвозили нас на машинах, доставляли провизию. Хоть как-то помогали. Местные относились к нам доброжелательно. О ситуации с экологией в целом сами ничего определенного не знают, некоторые даже нас спрашивали. Ждут ли туристов? В феврале отдыхающие были в санаториях. А дальше...
Нас позвали помогать, поскольку людей всегда не хватает. Не хочется нагнетать, но в Анапе и близлежащих поселках, где мы были, ситуация нехорошая. Да, сверху на пляжах мазута мало. Из-за того, что февраль выдался холодным, он был в виде комков – собирать просто. Когда температура воздуха повысится, он станет жидким. Уже сложнее. Самое же главное – сплошной мазут под верхним слоем песка. Стоит только копнуть лопатой. Копали, просеивали, но объемы огромны. Считаю, к этому летнему сезону ситуацию никак не успеют исправить.
Первый рабочий день бригада Артема провела, ликвидируя мазут с пляжа. При этом в море студентам заходить категорически запрещалось, даже если заметят дельфина, которому требуется помощь. Дельфинов спасали другие бригады, вероятно, специалисты.
Там, где море и пляжи в мазуте

В погоне за птицами

В остальные девять дней шел снег, поэтому студентам поручили отлавливать пострадавших от мазута птиц.
Погода стояла откровенно плохая: временами минус семь градусов, со снегом соседствовал сильный ветер. Однажды случился шторм, наутро Черное море и вправду местами стало черным – это мазут поднялся со дна. И пляж там, куда докатывались волны, почернел.
Артем вспоминает, что каждый день изможденных птиц на берегу была масса (мертвых тоже много). Их перья утяжелены мазутом, из-за этого передвигались они странными прыжками.
– В бригаде четверо, на всех – единственный сачок. Один человек накрывает им птицу, второй берет ее и кладет в коробку, третий держит коробку наготове, четвертый фотографируется процесс, чтобы показать, на каком месте поймана птица и что она была жива. Хотя птицам тяжело и плохо, схватить их на берегу просто так не получается.
В целом наша бригада спасла тридцать птиц. Первая пойманная лично мной птица – чемга, немного меньше утки, с удлиненным клювом и тонкой шеей. Потом была краснокнижная гагара и еще несколько. Брать за крылья и шею птицу нельзя, чтобы не повредить ее. Только под брюшко. Нести надо на вытянутых руках: шея длинная, клюнет – мало не покажется. Мы надевали специальные перчатки, респитаторы и маски не только для защиты от мазута, но и от удара клювом. Лебедей мы вообще не трогали. Нам рассказали, что ловить надо не поодиночке, а сразу всю стаю, этим занимаются специальные люди.
В штабе другие волонтеры очищали птиц, обязательно засунув палец в клюв. После очистки их отправляют обратно в среду обитания. Если птица не только испачкана в мазуте, но и ранена, ей занимаются ветеринары.
Там, где море и пляжи в мазуте

В волонтерском строю

По свидетельству некоторых репортеров СМИ, в первые дни после разлива мазута организация уборки нефтепродуктов заметно хромала. Многие волонтеры, привезенные бюджетники, спасатели использовали только тканевые перчатки. Практически никто не носил защитные маски и тем более спецкостюмы. Отсюда тошнота, головная боль, резь в глазах. Более того, мелкие куски мазута часто собирали руками, повышая риск угрозы собственному здоровью.
Когда на черноморское побережье прибыл Артем Данилов, ситуация с экипировкой уже стала значительно лучше.
– Режим работы студентов – по четыре или шесть часов. При малейшей проблеме, угрожающей здоровью людей, организуется медпомощь. Волонтерам из Владимирской области она не понадобилась. Но был случай, когда две девочки очень замерзли при работе на берегу, их спасатели МЧС в срочном порядке доставили в отель, чтобы отогрелись. Одной девочке медики помогли снять симптомы акклиматизации. К слову, и быт волонтерский налажен: хорошие номера в хостеле, отличное питание.
Говорят, в конце марта на Черное море отправится очередная партия волонтеров. Страдать от холода они уже не будут, но тут другой большой минус: разогретый на солнце мазут дает вредные испарения.
Для Артема Данилова ликвидация экологической катастрофы стала хорошим жизненным опытом, ему хотелось бы поехать еще раз. Вряд ли учеба отпустит. Ну что ж, на смену придут другие. Его уже расспрашивали ребята из КГТА, как обстоят дела на черноморском побережье, что брать в поездку, к чему готовиться.
О. АРТЕМЬЕВА