24.02.2025, 08:00

Цена и ценник – почувствуй разницу

В сетевых продуктовых магазинах беспорядок с ценниками, который зачастую бьет по кошельку потребителя. Чтобы не остаться внакладе, покупатели вынуждены постоянно быть начеку. Кто виноват и как исправить ситуацию?
Цена и ценник – почувствуй разницу

Недосмотр или обман?

Кто из вас, уважаемые читатели, не попадал впросак, покупая овощи или фрукты, бакалею или хлеб? Думается, каждый хоть раз натыкался на несостыковку цен за один и тот же товар на прилавке и на кассе. Ценник показывает одну сумму, кассир выбивает другую, которая практически всегда выше. Некоторые покупатели сразу возвращают товар. Некоторые молча кладут его в свою сумку, стесняясь разборок. В большинстве же случаев мы не замечаем разницы и платим в результате больше, чем ожидали. Когда товарных позиций несколько, а очередь поджимает, не до разглядываний чека и однозначно не до устных подсчетов. Хватай быстрее свои продукты и уступай место другому покупателю.
Когда работники магазина уличены в несостыковке цен, обычно ответ у них таков: не успели поменять (снять, поставить) нужный ценник, перепутали ценники на товары и т.д. За свой недосмотр, как они это называют, многие даже не пытаются извиниться. А недосмотр ли это? Может, правильнее считать такие действия обманом покупателя?
Он длится почти столько же времени, сколько существуют сетевые магазины. К сегодняшнему дню есть несколько его вариантов.

Золотые огурцы

Об одном из таких вариантов с возмущением рассказала нам на днях жительница ул. Абельмана.
– В магазин я пошла за мандаринами, хурмой и огурцами. Смотрю: лежат два вида мандаринов и два вида хурмы. Я воробей стреляный, внимательно изучила и запомнила все четыре ценника, чтобы не облапошили при покупке. Дескать, вы взяли дорогой товар, потому что невнимательно смотрели цену. К моей радости, с фруктами на кассе все прошло без сучка без задоринки. А огурцы неожиданно оказались в два раза дороже. Не на сорок рублей, не на пятьдесят, а в два раза! Как так? В магазине – один вид огурцов. Других нет и помине. Под ним – один ценник. Вроде бы ошибиться нельзя. Ан нет! Кассир посоветовал мне нагнуться к самому полу и посмотреть на ценник внимательнее. Оказывается, там снизу приписка «на подложке». Мое возмущение, что огурцов-то на подложке вовсе нет, никого не напрягло и не озаботило. В общем, или покупай задОрого, или возвращай товар.
Была середина дня. В магазине кроме меня – только одна старушка. У работников масса времени, чтобы навести порядок на прилавках. Кто здесь виноват? Виноватой сделали меня. Так было неприятно, что те самые огурцы потом и есть не хотелось.

О правах потребителя

Если бы покупательница сфотографировала прилавок и чек, мы могли бы назвать конкретный магазин, где произошел инцидент. Пусть люди знают своих «героев». Но пожилой женщине было не до фотографий. В отделе по защите прав потребителя объяснили, что приписка «на подложке» решила исход дела в пользу магазина. Из-за нее покупательница не имела права потребовать продать ей товар в соответствии с тем самым ценником. Дали в отделе и несколько советов на злобу дня.
Если рядом с нужным вам товаром нет ценника, уточняйте стоимость у работников или при возможности считайте штрихкод.
Если ценники под товарами (например, под двумя видами хурмы) перепутаны, у покупателя есть право требовать продать хурму именно по той цене, которая под этим товаром, или вернуть разницу при оплате. Можно также возвратить фрукты.
Если под большой банкой кофе стоит цена, как за маленькую, у покупателя нет права требовать продать ее по такой цене, поскольку правильное количество граммов указано и на банке, и на ценнике. Как говорится, найди одно отличие.
Судя по объяснениям, в «ералаше» с ценниками покупатель может отстоять свои права приблизительно в пятидесяти процентах случаев, в остальном вынужден просто терпеть халатное отношение работников магазина к их обязанностям. Чем там и пользуются.
Как пояснила главный специалист-эксперт отдела по защите прав потребителя ковровского Роспотребнадзора Юлия Бирюкова, плановые проверки ведомство осуществляет лишь на предприятиях высоких и чрезвычайно высоких рисков. Например, в детских садах. Внеплановые проверки торговых точек бывают. Так, в 2024 году они случались несколько раз, тогда обнаруживалась просроченная и деформированная продукция. Проблемы с ценниками не фиксировались, поскольку они не были предметом проверки, а превышать полномочия работники Роспотребнадзора не имеют права. При обращении потребителя с жалобой на магазинный «беспредел» с ценниками Роспотребнадзор выдаст руководству торговой точки предостережение, что приравнивается к мере профилактического характера и не предполагает каких-либо штрафных санкций.
Вывод таков: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Что касается магазинов с непорядочным отношением к покупателям, тут все ясно. Как известно, рыба гниет с головы. Если завмаг – честный и требовательный человек, то и в магазине полнейший порядок, продавцы трудятся, как пчелки. При другом раскладе они ползают, как сонные мухи, результат – неудобства и неприятности для покупателей.
О. АРТЕМЬЕВА