14.02.2025, 15:54

Бояться нас не надо!

Именно так заявила на пресс-конференции начальник отдела опеки и попечительства Анджела Лихачева. Она заверила, что ее сотрудники не вырывают детей из семей и не прячут их от родственников. Наоборот, помогают и всегда открыты к конструктивному диалогу.
Бояться нас  не надо!

Цель отдела опеки не разрушить кровную семью, а всеми силами сберечь ее, добившись исправления родителей. А еще помочь тем, кто желает воспитывать приемного ребенка. И, конечно, самому ребенку при любых обстоятельствах, в какие бы он ни попал.

Цифры говорят...

Сегодня на учете в отделе опеки находится 158 детей, которые воспитываются в замещающих семьях (в родственных – 118, в неродственных – 40). По поводу усыновления цифры не разглашаются, поскольку закон охраняет тайну усыновления. Опека может быть на безвозмездной основе и возмездной (приемная семья, где замещающий родитель – профессиональный воспитатель и получает вознаграждение за свою деятельность). Однако при любом раскладе государство предоставляет материальную и социальную поддержку.
В 2024 году в Коврове появилось 8 сирот. Также отдел опеки выявил 18 детей, оставшихся без попечения родителей. Причина – так называемые мамы и папы вели асоциальный образ жизни, не занимались воспитанием. К сегодняшнему дню и те, и другие дети устроены либо в замещающие семьи, либо в дома ребенка (от рождения до 3 лет), либо в детские дома.

Главное – вовремя увидеть

Выявлению способствует информация, поступающая из различных органов городской системы профилактики, из МВД, образовательных учреждений и от медиков. Анджела Андреевна поясняет, что уже в роддоме на некоторых мамочек обращают пристальное внимание: «Бывает, нам звонит главный врач и говорит, что прибыла роженица в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения или неадекватная, маргинального вида. В первом случае малыша обычно переводим в муромский дом ребенка. Во втором – выходим по адресу, смотрим условия, в которых родители планируют содержать новорожденного. Бывает, что ребенка везти в родительский дом нельзя. Тогда он переводится в педиатрическое отделение ЦГБ, а мы продолжаем работу с семьей, собираем о ней информацию». В дальнейшем может мама опомниться, бабушка возьмет опеку, малыша усыновят – по-разному бывает.
Педиатры, навещающие грудничков на дому, порой замечают неладное и сигнализируют. Воспитатели и учителя, которые каждодневно видят детей, тоже. Очень жаль, такого не произошло в случае с молодой ковровчанкой, которая заморила голодом своего малыша.

Лишь бы без срывов

Подавляющему большинству ковровчан известно: когда семья неблагополучная, детей на время могут поместить в реабилитационный центр «Воробышек». Пока они там, отдел опеки ведет с родителями профилактическую работу: рекомендует пройти лечение от зависимости, трудоустроиться, навести дома порядок и т.  д., отслеживает результаты. По словам Анджелы Андреевны, родители часто становятся ответственными, забирают детей домой, дальнейшая жизнь у них идет хорошо. Так, к началу 2024 года в Коврове 85 семей состояло на профилактическом учете, из них 25 было снято с него до конца года.
Однако бывает, что взрослые со временем срываются. Тогда уже не остается ничего другого, как готовить документы на лишение прав.
К сожалению, за два последних года в Коврове не было родителей, которые бы восстановились в своих правах. В период с 2014 года по 2020-й в отделе опеки зафиксировано всего два таких случая.

Родители, опомнитесь!

В прошлом году за уклонение от выполнения обязанностей (в том числе за злостное уклонение от уплаты алиментов, за чрезмерное и постоянное употребление алкоголя, употребление наркотиков) родительских прав было лишено 20 родителей в отношении 28 детей. Заметим, в суд с исковым заявлением может выйти не только отдел опеки, но и один из кровных родителей (как правило, это делают женщины в отношении мужей, число таких случаев год от года увеличивается).
«Ребенка из семьи мы забираем только в том случае, когда оставлять его там опасно. Иногда приходят сигналы от граждан: в соседней квартире творится что-то нехорошее (гулянка, крики, плач ребенка). Выезжаем. Видим, к примеру, пьяный скандал мамы и папы – увозим ребенка. Иногда отдаем родственникам. Если это не вариант, помещаем в «Воробышек» или в дом ребенка. Так, в 2024 году 17 детей попали в муромский дом ребенка. 8 из них опомнившиеся родители вернули в семью», – рассказывает Анджела Андреевна.
В последнее время у ковровчан пошла тенденция запугивать сыновей и дочек отделом опеки и детским домом. Мало того, звонят в отдел и просят отправить ребенка в детдом. Дескать, пусть перевоспитывается там и учится жизни. Не удивляйтесь, это правда. Анджела Лихачева просит таких граждан не перекладывать свои обязанности на государство. Сами должны справляться. С любовью и заботой.
О. АРТЕМЬЕВА