19.12.2024, 08:00

Без права на ошибку

В Коврове чуть было не разгорелся скандал, связанный с оцениванием знаний школьников. Оказывается, в школах города по-разному подходят к выведению отметок за четверть. Где-то практикуют давным-давно принятый способ (так, отметка «5» выставляется при среднем балле 4,5), а где-то средний балл повысили до 4,66 и, соответственно, отметка за четверть может стать ниже («4», а не «5»).
Без права на ошибку
Дети и родители, которые это заметили, в недоумении и возмущении. Почему учащиеся средних общеобразовательных учреждений находятся в неравных условиях?

Дети умеют считать

Первый тревожный звоночек поступил из школы №5. В начале этого учебного года ученикам младшего звена сообщили, что средний балл за четверть будет выводиться не в их пользу. Заметьте, не родителям на собрании, не в общий родительский чат. Возмущенным мамам и папам классный руководитель объяснил данный шаг тем, что сделан он на основании письма из Министерства образования Владимирской области.
С началом второй четверти ученики школы №22 пришли домой с такой же недоброй вестью. Несмотря на то, что и эти дети – младшеклассники, они прекрасно умеют вычислять среднее арифметическое и понимают, чем им грозит такое нововведение. Они еще горят желанием получать знания и активно стремятся к этому. А тут им 0,16 балла буквально подрезали крылья, лишили одного из серьезных стимулов. Старшеклассникам тоже плохо: каждый хочет аттестат с высокими оценками, а теперь там, где была «пятерка», может появиться «четверка», где была «четверка», могут нарисовать «тройку». Обидно!
Родительское расследование
Родители стали обзванивать знакомых из других школ Коврова и были удивлены картине в целом: где-то схема со средним баллом старая, где-то новая. Искали документы о нововведении на сайтах регионального и федерального министерств образования. Не нашли.
Как так? кто распорядился? что за приказ? почему распоряжение не обнародовалось в официальном порядке? – эти вопросы они задали сотрудникам ковровского управления образования. Якобы им ответили: «Впервые слышим».
Родители стали «копать» дальше и выяснили, что якобы какое-то письмо рекомендательного характера Минобразования области разослало по муниципалитетам. Видимо, управление образования Коврова не глядя раскидало его по школам, некоторые из них не только приняли его к сведению, но и воплотили рекомендации в жизнь. Кто с сентября, кто со второй четверти...
Без права на ошибку

Вот так мотивация!

Публикуем ответ, который дали редакции «Ковровских вестей» из управления образования г. Коврова.
«В соответствии со статьей 28 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения является компетенцией образовательной организации. Для регламентации этих процессов образовательная организация разрабатывает локальный нормативный акт. Принимается он с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, так как затрагивает права обучающихся (ч. 3 ст. 30 закона «Об образовании в РФ»).
Локальный акт в обязательном порядке размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в специальном разделе «Сведения об образовательной организации», в подразделе «Документы».
Нормативные правовые документы, чётко определяющие диапазон баллов для выставления той или иной отметки, отсутствуют, поэтому каждая организация самостоятельно может нормировать диапазон баллов для выставления отметки за предметные результаты обучающихся.
Управление образования администрации города Коврова придерживается позиции, что отметка по итогам промежуточной аттестации выставляется как среднее арифметическое всех отметок, полученных обучающимися за период, с учётом правил математического округления, трактуемого в пользу ученика. Такого же мнения придерживается и Министерство образования и молодёжной политики Владимирской области. Такой подход обусловлен подходом к выставлению отметок в аттестаты об основном общем образовании и среднем общем образовании (подпункт б пункта 5.3. Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, установленного приказом Минпросвещения России от 05.10.2020 №546).
Вместе с тем балльное оценивание может быть использовано образовательными организациями как формирующая оценка – мотивационный фактор для обучающихся, способный побуждать их к повышению качества подготовки по конкретному предмету. При таком подходе оценивание идёт не по среднеарифметическому баллу, а по средневзвешенному: более высокая итоговая отметка начинается в диапазоне не свыше 0,5 балла, а свыше, например, 0,6 или более (на усмотрение образовательной организации). Такой подход не противоречит действующему законодательству и предусмотрен шаблоном локального нормативного акта «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО», разработанным специалистами ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения». Обращаем внимание на то, что Институт является основным разработчиком нормативных документов в сфере образования, осуществляет содержание и ведение платформы «Единое содержание общего образования», являющейся методическим ресурсом для российской системы общего образования».

То ли было, то ли нет...

Кроме того, из ковровского управления образования сообщают, что анализ локальных нормативных актов школ, размещённых на официальных сайтах показал, что средневзвешенный бал при промежуточном оценивании используют школы №9 и №15. Остальные школы проводят промежуточное оценивание по среднеарифметическому баллу. Сведения о причинах распространения информации об изменении подходов к оцениванию в школах №5 и №22 в управлении образования отсутствуют, их локальные акты свидетельствуют о применении оценивания по среднеарифметическому баллу.
Сведения-то, может быть, и отсутствуют, но, как сообщили нам родители, после их обращения в электронных дневниках некоторые отметки за первую четверть исправили в соответствии со средним баллом «старого образца». Таким образом школа повернулась лицом к детям. Ошибка не страшна, если признаешь и исправляешь ее.
Что бы там ни говорили чиновники от образования, выводы лежат на поверхности. Все дети должны быть в равных условиях. И далеко не каждого ребенка можно мотивировать, отнимая у него что-то.
О. АРТЕМЬЕВА